Зачем клинике медицинские социальные сети?

Отправлено 29 апр. 2014 г., 0:53 пользователем Med Seven
Что такое социальная сеть для врачей, для чего она нужна и что делают доктора в интернете?

- Давайте начнем с главного, для чего же все-таки врачам своя социальная сеть? Что это, объективная потребность или дань моде?

- На самом деле прототип врачебной социальной сети, правда офлайновой, существовал еще в царской России – в то время успешно функционировало более 100 врачебных сообществ. Поэтому, на мой взгляд, наблюдаемое нами бурное развитие врачебных сетей - вполне закономерное явление: это своего рода возвращение к истокам и традициям.

Врач, по своей сути, очень коллегиальная профессия. И если у вас есть знакомые доктора, то вы наверняка знаете, что в случае, когда за столом собирается больше двух врачей, все они «потеряны» для общества - сразу начинают обсуждать своих пациентов.

Кроме того, врачебные интернет-сообщества стали настоящей палочкой-выручалочкой для специалистов, работающих в удаленных в регионах, в небольших населенных пунктах, где не проводятся конференции, а ехать куда-то еще часто не позволяет недостаток времени и финансов. Да и представители фармкомпаний заглядывают к ним нечасто. Для таких докторов стоит очень остро проблема дефицита качественного профессионального общения, и хоть как-то решить ее можно, по сути, только с помощью интернета

В нашем сообществе присутствуют доктора из самых разных регионов России, а также специалисты, живущие и работающие в других странах, Часто можно видеть, как одна и та же проблема по-разному трактуется врачами в силу их принадлежности к разным специальностям, клиническим школам или из-за различий в системе организации здравоохранения в той или иной стране. Такой плюрализм мнений очень важен для врачей, и способствует тому, что они более взвешенно могут принимать те или иные клинические решения. Как известно, одна голова –хорошо, а две – лучше.

- Как бы вы оценили уровень работы и развития профессиональных врачебных сетей в России по сравнению с Европой?


- Сначала немножко о феномене соцсетей. Мы уже настолько привыкли к ним, что даже и не задумываемся, что еще совсем недавно такого понятия в принципе не было. А теперь есть не просто большие публичные площадки, но и огромное количество узкоспециализированных проектов, «заточенных» под ту или иную аудиторию. В частности, профессиональных медицинских онлайн сетей в мире на данный момент насчитывается более 70. И суммарно в этих сетях состоит более 3 млн врачей, и это число продолжает расти.

Если говорить о мировых тенденциях, то могу отметить то, что в настоящее время мы наблюдаем консолидацию и объединение врачебных социальных сетей, все чаще создаются новые альянсы.

- А как эволюционирует социальные сети в России? Можно ли как-то обозначить вектор развития соцплощадок в нашей стране?

- Пару лет назад мы наблюдали практически ежедневное появление новых врачебных ресурсов. И в какой-то момент казалось, что это так просто сделать сайт, назвать его «социальная сеть для врачей», и тут же немедленно придут толпы докторов и начнут там активно дискутировать. Реальность оказалась иной. Врачебная аудитория – очень специфическая. Это отлично образованные, интеллигентные люди, которые, к сожалению, сейчас работают в невероятно сложных социально-экономических условиях, и испытывают хронический дефицит времени и сил. Сделать так, чтобы у них появилась мотивация зарегистрироваться на каком-то сайте, а потом регулярно следить за обновлениями и участвовать в происходящем на этом сайте, невероятно сложно.

На сегодня в России есть несколько более-менее крупных врачебных сетей, которые находятся в процессе поиска такого оптимального «оффера» для врачебного сообщества. Кто-то предлагает врачам деньги за публикации, кто-то активно вовлекает молодежь, студентов и интернов, полагаясь на них как на нативных обитателей социальных медиа, кто-то делает упор на редакционный медицинский контент.

- Большинство соцплощадок для медиков делают закрытыми, с чем это связано?


- Вы понимаете, что профессиональная медицинская информация – особый тип информации, которая требует бережного обращения. По последним статистическим данным, 40% пользователей ищут в интернете информацию медицинского свойства: препараты, симптомы заболеваний, способы лечения и т.п. И, в частности, еще и для того, чтобы оградить наших граждан от порывов заниматься самолечением, профессиональные врачебные сети закрываются.

- Откройте тогда секрет, что же врачи делают на своих закрытых соцплощадках?

- Социальная сеть является синонимом слова «общение», то есть, отвечая на ваш вопрос, врачи беседуют друг с другом. Иногда беседы могут превращаться в довольно острую полемику и споры. Но ведь именно в споре и рождается истина. А чтобы споры не превращались в поле брани, очень важна правильная модерация. Мы считаем, что общение на профессинальной врачебной площадке должно быть этичным, конструктивным, в нем не должно быть хамства, угроз или оскорблений. Тем, кто не разделяет такой подход, мы открыто говорим, что им не место на нашем форуме. Для наших пользователей, большинство из которых – состоявшиеся специалисты, профессионалы с большим стажем практической работы, базарная манера общения просто не приемлема.

- Речь, насколько я понимаю, в том числе идет и о троллинге?

- Да, троллинг – это та проблема, с которой сталкиваются все социальные сети. Нам в этом плане чуть легче, поскольку при регистрации мы просим подтвердить статус врача, и потом перепроверяем эту информацию. Поэтому у нас на площадке пользователи регистрируются под своими реальными именами. А в этом случае уровень ответственности за свои слова возрастает.

- Не секрет, что одна из задач любой профессиональной медицинской сети – это предоставить площадку для общения между врачом и фармпредставителем. Работаете ли вы с фармкомпаниями, или им доступ во врачебную сеть закрыт?

- Да, врачи и фарма – как две стороны одной медали. Фарма дает инструменты для лечения больных, поэтому все практикующие врачи, безусловно, заинтересованы в получении новой информации о современных методах диагностики и лечения. Мы предлагаем целый ряд инструментов для такого общения, как раз, что особенно ценно, в условиях снижения эффективности и законодательных ограничений традиционного канала – медпредставителей.

- Значит, теперь общения между врачами и фармой перекочевало в интернет?

- Сказать, что это общение полностью переместилось в интернет, пока конечно, нельзя, но как я уже отметила, действительность диктует новые правила. Поэтому интернет-сообщеста врачей в этом отношении, безусловно, становятся предпочтительным форматом. И могу сказать, что эффективность такого взаимодействия очень высока, ведь во многом формат соцсети похож на живое общение, но при этом каждая сторона может выбирать удобные для себя время, место и способ коммуникации. Однако здесь важно понимать, что интернет требует новых подходов к презентации информации, а врачи ждут от фармкомпаний не рекламного монолога, а партнерского диалога.

- Как известно, врачи в большинстве своем достаточно скептически настроенные люди; бывает ли, что они начинают критиковать фарму?

- Быть скептически настроенным и все время сомневаться - это, на мой взгляд, характеристики хорошего врача. Именно поэтому доктора так ценят, когда им предоставляют сбалансированную, объективную информацию. Нашим партнерам я всегда говорю, что если у нас на площадке кто-то написал критическое замечание в адрес вашего продукта, то этому надо радоваться. Во-первых, на вас обратили внимание, вас услышали, вам задали вопрос. Ведь в реальной жизни, когда представитель компании приходит к врачу, совсем необязательно, что врач сразу же во всем с ним соглашается. А во-вторых, зачастую возражения означают, что медикам просто требуется дополнительная информация.

У нас в этом году был очень интересный кейс, когда одна из компаний представляла свой препарат, и кто-то из докторов усомнился в его эффективности. И здесь надо отдать должное профессионализму сотрудников компании, которые не включили «стратегию страуса», а напротив, активно включились в коммуникацию с врачами. Компания опубликовала развернутое описание, добавила много доказательной информации со ссылкой на крупные исследования. И в ходе этой дискуссии было видно, как врачи, сначала заняв выжидательную позицию, постепенно стали перемещаться на сторону фармкомпании. В результате, копания не только повысила свою репутацию в глазах врачей, но и восполнила имевшиеся пробелы в информации.

Еще раз подчеркну, что доктора очень ценят, когда производители лекарств общаются с ними в профессиональной манере, а не путем скандирования рекламных слоганов. И там, где общение происходит в таком ключе, мы видим очень позитивную отдачу.

- Какой Вы можете дать прогноз относительно дальнейшего развития профессиональных врачебных площадок в России?

- Дальнейшая эволюция социальных сетей для врачей, я думаю, будет происходить по аналогии с крупными публичными социальными сетями, такими как Фейсбук, Одноклассники, ВКонтакте. На первый взгляд они все похожи, но при ближайшем рассмотрении видно, что они привлекают совершенно разную аудиторию, и набор сервисов, который они предлагают, рассчитан именно на их специфическую целевую аудиторию, которая и доминирует среди их пользователей. Это в полной мере справедливо и в отношении профессиональных врачебных сетей. Я считаю, что в результате останется 2-3 площадки, каждая из которых займет свою нишу во врачебном сообществе, сумев предложить своему сегменту такой набор сервисов и контента, который наиболее полно будет соответствовать его потребностям.

На вопросы отвечала Оксана Колосова. Источник:zdrav.ru
Comments