Зубные феи на диете.

Отправлено 21 мая 2010 г., 2:36 пользователем Med Seven   [ обновлено 21 мая 2010 г., 2:38 ]

Российский рынок стоматологических услуг пока находится на такой стадии развития, что эксперты до сих пор спорят, можно ли считать его «цивилизованным». С одной стороны, по словам гендиректора «Nobel Biocare Russia» Александра Смирнова, рынок РФ занимает пятое место по темпам роста в Европе. «У нас появились специалисты высокой квалификации», — констатирует Смирнов. С другой стороны, по мнению академика РАМН, профессора кафедры стоматологии общей практики Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ) Валерия Леонтьева, российский рынок характеризуется отсутствием достаточной правовой базы, стандартов оказания стоматологической помощи, быстрой и эффективной системы регистрации и сертификации методов лечения, оборудования и продукции стоматологического назначения.

При этом годовой рынок всех платных медицинских услуг в России разными экспертами оценивается в 150-300 млрд рублей. Исследовательская компания MAR Consult при выявлении перечня медицинских услуг, за которые москвичи и петербуржцы готовы платить, выяснила, что в целом допускают возможность таких расходов 88% опрошенных. 55% из них прежде всего готовы платить за стоматологию. То есть, скорее всего, ежегодно россияне тратят на лечение зубов примерно 80-160 млрд рублей. Точнее определить стоматологические доходы трудно в силу того, что часть этого рынка остается в тени. Но и без этого понятно, что в данной сфере обращаются весьма заманчивые суммы. А значит, в отрасль подтянулись люди, не считающие клятву Гиппократа основным руководством в своей профессиональной деятельности.

Тем временем в Москве сегодня функционирует около 1600-1700 стоматологических клиник. В Петербурге, по данным «МедФармКонсалтинг», «в различных справочниках и каталогах на сегодняшний день числится порядка 900 клиник, центров и кабинетов по оказанию стоматологических услуг». Среди них 520 частных медицинских стоматологических клиники и 77 государственных в составе муниципальных поликлиник. При этом существует примерно 100 стоматологических кабинетов в составе многопрофильных медицинских центров и ведомственных больниц, медицинских институтов, пансионатов и санаториев. В Челябинске число платных зубных кабинетов и клиник превышает 200...

Вместе с тем, как уточнили эксперты, для всех клиник, за очень редким исключением, характерен дефицит кадров. «Причем уровень использования иногородних специалистов, наверное, самый высокий по всем отраслям экономики, — подчеркивают в «МедФармКонсалтинг». — Крупнейшие города страны забирают всех специалистов-стоматологов».

Однако большие доходы в сегменте стоматологических услуг еще до кризиса привели к избыточному предложению. Свою лепту внес и кризис. По данным опроса, проведенного Исследовательским центром портала SuperJob.ru по заказу «Росбалта», 63% россиян, несмотря на кризис, продолжат следить за здоровьем своих зубов. Однако 30% признались, что стали реже посещать стоматолога. Поменяли дорогую стоматологию на более дешевую 8% граждан, а 4% опрошенных теперь вообще предпочитают не лечить, а удалять зубы — так дешевле.

«Из-за кризиса я вообще не могу себе позволить запломбировать три зуба», — заявил опрашиваемый московский официант. «Как можно следить за здоровьем своих зубов, когда в связи с увольнением с работы, мне кое-как хватает денег следить за здоровьем зубов моего ребенка», — ответила бухгалтер из Уфы. «Стоматология и до кризиса была необоснованно дорогой, — негодует менеджер из Петербурга. — А во время кризиса цены значительно увеличились, при этом качество оставляет желать лучшего! Сейчас все делается для того, чтобы клиенты посещали стоматологию чаще, поэтому и делается все тяп-ляп».

По оценкам экспертов, российский рынок платной медицины в прошедшем году потерял примерно 20% своих доходов. Наверное, эта цифра справедлива и для стоматологического сегмента.

Естественно, отрасль пытается минимизировать расходы. Как сообщила «Росбалту» исполнительный директор ассоциации «Стоматологическая Индустрия» Светлана Жданова, на рынке стоматологического оборудования отмечается падение спроса на импортные медицинские приборы. При этом спрос на российское оборудование сохраняется на докризисном уровне. «Сегодня в тендерах преимущественно побеждает российское оборудование, — уточнила Жданова, — отчасти благодаря объявленному курсу на импортозамещение».

Возможно, некоторые владельцы клиник (особенно пришедшие в бизнес на волне роста) ради выживания пойдут и на другие шаги по сокращению издержек. Не исключено, что эти меры окажутся небезопасными для здоровья пациентов. Случаи выявления мошенничества в этой сфере не так уж и редки. Например, недавно следственный отдел при ОВД по городу Полярные Зори Мурманской области задержал двух дагестанцев, два года оказывавших стоматологические услуги, не имея при этом ни лицензии, ни соответствующего образования. Один из стоматологов имеет лишь 11 классов общеобразовательной школы.

«После работы таких специалистов у большинства пациентов возникали более серьезные проблемы, чем до обращения. Из-за неквалифицированного протезирования один пострадавший оказался в больнице, другому понадобилась сложнейшая стоматологическая операция: никак не подходившие протезы «мастера» посадили на клей. В результате у пожилого человека начался отек гортани, и врачам пришлось распиливать новые зубы по частям, чтобы избавить от них несчастного», — сообщала пресс-служба Следственного комитета при МВД России. Кстати, потом у одного из задержанных обнаружился вирусный гепатит.

На сайте клиники «Твой доктор» есть информация, что 90% предлагаемых сегодня в стоматологии имплантантов — дешевые аналоги-подделки разработок мировых лидеров дентального протезирования.

В общем, никто не гарантирует, что визит к стоматологу хорошо закончится для пациента. При этом с юридической точки зрения недобросовестный врач прежде всего нарушает закон «О Защите прав потребителя».

Напомним, в соответствии со статьей 4 этого закона исполнитель обязан выполнить работу или оказать услугу, качество

«При обнаружении недостатков оказанной услуги вы вправе по своему выбору потребовать (ст. 29 ФЗ «О защите прав потребителя»): безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы, — пояснил «Росбалту» управляющий партнер ЗАО «Северо-Западный юридический центр» Владимир Комаров. — Кроме того, можно требовать возмещения расходов, если понесенный ущерб устранялся самостоятельно».

То есть, отметил юрист, сначала нужно подготовить и предъявить претензию, адресованную к стоматологической клинике. В случае оставления претензии без рассмотрения, а также в случае выражения несогласия со стороны стоматологической клиники, необходимо составить и подать исковое заявление в суд. «Моральный вред, причиненный вам вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины, — уточнил Комаров. — Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда».

 

ИСТОЧНИК: РОСБАЛТ, Игорь Чубаха.

 

Comments